Психотерапевтические методы лечения заикания

О методе Сытина ГН

Найти на сайте:

1. ИСТОКИ МЕТОДА

Полк шел в наступление.

Снаряды рвались впереди и сзади. Осколок разорвавшегося впереди снаряда врезался в жи­вот. Комья мерзлой земли, с огромной скоростью разлетавшиеся от взрыва, ударили в поясницу, сбили позвонок, ущемился спинной мозг. К ночи доставили в госпиталь.

— В палату не заносите, до утра не протянет, только раненых травмировать. На утреннем обходе:

— Он еще дышит.

— Занесите в третью палату, там место осво­бодилось.

Сознание вернулось через несколько дней.

— Как пульс?

— Частит.

— Это какое по счету у него ранение?

— Девятое.

— Сильный солдат.

Приступы боли от открывшейся язвы двенад­цатиперстной кишки были ужасны. Истекая кро­вью, терял силы. Попытался сесть в кровати, что­бы не упасть, схватился за спинку.

— Георгий! Упадешь — погибнешь! Волевое усилие где? Надо выстоять!

От шоковой боли весь в испарине, мокрый от пота.

— Волевое усилие! И я не упал. Боль отступи­ла. Кровотечение прекратилось! Волевое усилие! Понял, что выживу!

Через три месяца выписали из госпиталя ин­валидом I группы, дали 149 ампул, шприц и сте­рилизатор. Уколы себе делал сам.

Прошло 4 года, но меня не покидала мысль о действенности волевого усилия.

Летом 48-го пришел к министру здравоохра­нения Ефиму Ивановичу Смирнову, рассказал эту историю. Объяснил, что хочу ее осмыслить, что­бы для других создать эффективный метод. Но нет необходимых для этого знаний. Министр при­казал зачислить меня студентом мединститута.

До закрытия засиживался в Ленинской биб­лиотеке. Гипноз... подавление воли. Что со мной было бы, не будь воли... без воли работать над собой? Не годится.

Надо создавать метод, ядром которого была бы воля, волевое усилие. С этой мыслью снова пришел к министру. По его указанию меня зас­лушали на ученом совете министерства и орга­низовали для меня прием больных в целях созда­ния принципиально нового метода.

В 57-м году военно-врачебная комиссия Мос­квы признала меня, инвалида I группы, годным к строевой без ограничений. Вот это победа воле­вого усилия!

Потом в аспирантуре у знаменитого акаде­мика-психолога К. Н. Корнилова попросил утвер­дить тему диссертации «Волевое усилие». Кафед­ра согласилась. Меня все звали не по имени, а «волевое усилие».

После защиты диссертации вернулся в сту­денты. В психиатрии для себя ничего не нашел. Стал искать в физиологии. Сдал кандидатский экзамен по физиологии, но и тут ничего не на­шел. 30 лет искал. Пришел в педагогику. И тут нашел! Самоубеждение! Его ядром является во­левое усилие! За исследования в этом направле­нии мне присвоили ученую степень доктора наук.

В Мюнхене меня избрали академиком Междуна­родной академии наук по отделению психосоматики. На базе самоубеждения стал накапливать опыт лечебной работы в психиатрии, логопедии, неврологии, кардиологии, гинекологии, гастроэн­терологии и других областях.

Но уже приближалось мое 75-летие. Иссякали силы, рушилось здоровье. Что делать? Начал экс­перимент по омоложению самого себя. Через 8 месяцев физиологи НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН оценили мой биологи­ческий возраст в 30—40 лет при календарном 75

Появились новые силы, родилась новая энер­гия, и я с энтузиазмом продолжаю изучать воз­можности самоубеждения в оздоровлении-омо­ложении.

Мэр Москвы Ю. М. Лужков дал указание выделить хорошее помещение под бесплатный лечебный салон, который весьма успешно работает по методу самоубеждения уже 6 лет (тел.497-83-00).

2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОУБЕЖДЕНИЯ

К. Д. Ушинский исследовал процесс форми­рования убеждения с учетом достижений клас­сической философии, которая раскрыла фено­мен убеждения как формы сознания личности. «Убеждения, — утверждает Гегель, — представ­ляют собой самые внутренние моменты самосоз­нания». И, говоря об объективной роли убежде­ния в поведении индивида, он отмечал: «...Нравственную природу поступка определяет убеждение». Утверждая диалектическую взаимо­связь форм мышления и сознания, великий не­мецкий философ раскрыл взаимопереходы их друг в друга, показал, как представления творят понятия, а понятия в процессе практики рожда­ют идеи, которые вырабатываются индивидуаль­ным сознанием в качестве основы субъективных убеждений, «совести».

Огромная заслуга К. Д. Ушинского в том, что он представил убеждение как процесс, охаракте­ризовал стадии этого процесса от зарождения его в ярких красочных представлениях на пути их пе­рехода в понятия и их закрепления в идеях, кото­рые усваиваются человеком, становясь его убеж­дениями. Исключительно важное положение сформулировал К. Д. Ушинский в своей работе «О народности в общественном воспитании»: «Самое убеждение тогда только делается элементом харак­тера, когда переходит в привычку. Привычка имен­но и есть этот процесс, посредством которого убеж­дение делается наклонностью и мысль переходит в дело». Благодаря убеждениям разум становится регулятором жизни личности, ее поведения.

Мы разделяем высказанную Б. Д. Парыгиным мысль о трех основных значениях термина «убеж­дение»: во-первых, как формы индивидуального сознания, элемента всей системы представлений и взглядов человека; во-вторых, как процесса осмысления жизненного опыта и освоения внеш­него мира; в-третьих, как способа воздействия на психику индивида, метода воспитания.

Исследования проблем теории и методики убеждения как метода воспитания в современ­ной отечественной педагогике получили широ­кое развитие.

На наш взгляд, представляет интерес разра­ботанная В. М. Коротовым концепция убеждения как системы методов информационного, поиско­вого, дискуссионного, взаимного просвещения, которые в последовательном их применении обес­печивают активное овладение той или иной ин­формацией и ее усвоение человеком.

Опираясь на прогрессивные достижения со­временной психологии, мы рассматриваем убеж­дение как основной метод стимулирования ра­боты над собой прежде всего потому, что этот метод при верном его применении стимулирует и направляет самоубеждение личности. Одной из важнейших задач наших многолетних исследо­ваний был поиск путей перевода убеждения пси­холога в самоубеждение больного.

Но прежде чем рассмотреть механизм это­го процесса, подчеркнем еще раз коренные от­личия убеждения и самоубеждения от внуше­ния и самовнушения. Внушение есть действие на человека в обход сознания. В «Советском энциклопедическом словаре» внушение (сугге­стия) в психологическом смысле определяется как воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека, помимо его воли и со­знания, определенного состояния, чувства, от­ношения, либо к совершению человеком по­ступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятель­ности. Убеждение как педагогический метод есть прямая и открытая апелляция к сознанию, мобилизация волевых усилий человека; убеж­дение ориентировано на принятие человеком собственных сознательных решений в выработ­ке линии своего поведения.

По своему содержанию внушение нередко представляет собой бессмысленный набор слов, как, например, в заговорах. Убеждение же вскры­вает в словах реальную связь явлений объектив­ного мира, оно всегда одновременно и просвеще­ние, несет еще и образовательную функцию. Не понимая этого, нельзя понять и осмыслить меха­низм перевода убеждения психолога в самоубеж­дение больного. Сила убеждения как метода — в убежденности психолога. Только при этом усло­вии убежденность передается больному. Таково первое необходимое условие перевода убеждения психолога в самоубеждение больного. В условиях организации процесса самооздоровления важны­ми являются еще два момента. Первый состоит в том, что содержание убеждения принимается боль­ным как истинное, верное. Второй момент — это желание больного выработать у себя новые по­лезные качества. Достижение же положительных результатов в процессе самоубеждения в конеч­ном счете и обеспечивает перевод убеждения как внешнего фактора в самоубеждение как фактор внутренний. С этого момента больной сам начи­нает убеждать себя. Так рождается убежденность. Этот механизм процесса «убеждение — самоубеж­дение» был вскрыт нами и многократно апроби­рован в экспериментальной лечебной работе.

Мы не имеем права воспитывать внушаемых людей, которые становятся игрушкой в руках других людей, иногда и преступников. Нам надо воспитывать людей убежденных — самостоятель­ных. Для этого нужно не внушение, не подавле­ние личности, а активизация личности посред­ством процесса убеждения в ходе взаимодействия психолога и больного.

Убеждение есть высшая форма сознания лич­ности. Только убеждением можно формировать самоубеждение. Прочно усвоенные идеи стано­вятся убеждениями. Только в процессе собствен­ных действий, только в процессе собственной деятельности и общения с людьми формируются самоубеждения. Убеждение психолога как метод оздоровления организует деятельность больного, в процессе которой формируется убеждение боль­ного, и, таким образом, убеждение психолога переводится в убеждение больного.

Перевод убеждения психолога в самоубежде­ние больного, по нашему мнению, обеспечивает­ся следующими факторами. Во-первых, самоубеж­дение ложится на благодатную почву. Тот, к кому обращен настрой, как правило, испытывает силь­ное желание выработать у себя нужные качества, выздороветь, избавиться от недуга. Убеждение он воспринимает как помощь, необходимую ему. Налицо сочетание воздействия на разум и чув­ствование.

Во-вторых, содержание самоубеждений (на­строев) позитивно. Если пропаганда медицинс­ких знаний зачастую построена на запугива­нии больного всякими страшными болезнями, то здесь мы имеем ориентацию на оздоровле­ние, на омоложение. Настрои пронизаны опти­мизмом. Насквозь через них проходит форму­ла «мне будет лучше». И так во всем: в повышении работоспособности, в улучшении самочувствия, в развитии новых полезных ка­честв, в выздоровлении.

В-третьих, новые убеждения преподносятся не в виде заумных словесных формул, а в виде образных, ярких, сочно-красочных представлений. Как писал Ушинский, будущие убеждения рождаются в представлениях. Представления эти рисуются добрыми словами.

Следует отметить, что формирующиеся при восприятии настроя представления стимулируют в соответствии с содержанием настроя психичес­кие и физиологические процессы, а также и по­ведение человека. И. М. Сеченов убедительно показал, что со стороны физиологического про­цесса между восприятием и представлением нет ни малейшей разницы; разница только в источ­нике возбуждения. Последователи Ивана Михай­ловича затем показали это на многочисленных конкретных примерах.

Таким образом, уже сам процесс усвоения на­строя дает реальный всесторонний эффект. Когда же сформируется УБЕЖДЕНИЕ, этот эффект ста­новится несокрушимо стойким, необратимым.

В-четвертых, содержание самоубеждений (на­строев) имеет и просветительное, образователь­ное звучание (особенно это касается оздоровитель­ных настроев). Человек как бы оглядывает себя изнутри. Работа мозга, кровеносной системы, ды­хательных путей просматривается им как действие отлаженной, четко работающей системы взаимо­действующих органов. Несомненно, это стимули­рует позитивный интерес к своему здоровью.

Наконец, в-пятых, возникающие в результа­те ознакомления с настроем позитивные изме­нения в практической деятельности, в душевном состоянии, в оздоровлении подкрепляют слово и убеждают на деле.

Так обеспечивается перевод убеждения пси­холога в самоубеждение больного, а тем самым — в личные убеждения, прочные, стойкие взгляды.

Так рождается и крепнет убеждение в безгра­ничных возможностях самосовершенствования, самооздоровления-омоложения. А с убеждением личности в крепком здоровье оно становится все более стойким.

Слово обладает способностью многосторон­него комплексного раздражителя, т. е. способно­стью оказывать на кору головного мозга весьма мощное и специальное воздействие, в частности вызывать у человека сильнейшую эмоциональ­ную реакцию.

Внушающее слово в гипнотических опытах, как правило, вызывает внутреннее (по утверж­дению И. П. Павлова — охранительное) тормо­жение, благодаря чему снимаются барьеры для некритического восприятия словесного содержания внушения. Примерно то же самое происходит в системе аутотренинга, когда релаксация «размягчает» сознание, ослабляет волю, оставляя открытую дверь лишь к эмоциям человека.

Наш метод, напротив, ориентирован на сло­весно-образную эмоционально-волевую актив­ность человека. В этом его безусловная новизна и неоспоримое преимущество. Сходство нашего метода с традиционной релаксопедией состоит лишь в том, что в обоих случаях наблюдаются повторы словесных воздействий. Однако это лишь внешнее сходство. В действительности, если обыч­ная релаксопедия гасит активность личности, то наш метод (СОЭВС — словесно-образное эмо­ционально-волевое самоубеждение), наоборот, рассчитан на эффект, основанный на эмоционально-волевой активности человека.

В метод СОЭВС входят тексты настроев, те­оретические принципы построения настроев, методика усвоения настроев, приемы самоиз­менения в методике организации самоубежде­ния больных. Его основу составляют тексты-настрои, которые строятся так, что формируют у человека определенное представление — об­раз: «с яркостью молнии своим внутренним зрением вижу себя человеком с сильной памя­тью»; вовлекают чувства: «с яркостью молнии чувствую себя человеком смелым, решитель­ным»; мобилизуют волю: «изо всех сил стараюсь активизировать запоминание, прилагаю могу­чие волевые усилия, создаю великую концент­рацию могучих волевых усилий, направляю великую концентрацию могучих волевых уси­лий на активизацию запоминания, готовлюсь усваивать настрой на развитие памяти на вы­сочайшем уровне волевой активности, на вы­сочайшем уровне психической энергии, в со­стоянии ярчайшего озарения, в состоянии величайшего вдохновения, резко усиливаю-ак­тивизирую мышление, резко повышаю силу мысли, идет мое активное материализующее ус­воение настроя на развитие памяти. Мое воле­вое желание усилить память обладает гигантс­кой силой материализации. Мозговые механизмы запоминания резко усиливаются, я запоминаю ярко-твердо на длительное время, рождается яркая-твердая, сильная память».

Таким образом, настрой — это содержание самоубеждения. Разработка настроя — это тру­доемкое дело. Над их созданием приходится ра­ботать постоянно, непреклонно, десятилетиями; только тогда и удается создать настрой, дающий реальный эффект. Все основные фрагменты на­строев на формирование самоубеждений, развивающих волю, способности и черты характера, дорабатывались нами в процессе их использова­ния десятками тысяч школьников и студентов, а настрои, формирующие самоубеждения, которые оздоравливают личность, совершенствовались десятилетиями с помощью аппаратурных прове­рок на плетизмографах, 16-канальных полигра­фах, кардиографах и многих других приборах и аппаратах, а также проверялись и совершенство­вались в реальной деятельности людей и в лечеб­но-психологической практике.

Психолингвистические исследования текстов-настроев, проведенные под руководством автора, показали, что их построение отличается от пост­роения всех до сих пор известных молитв, загово­ров, текстов, используемых в психотерапии. На­строи метода СОЭВС базируются на смысловых элементах, впервые созданных. Специфика струк­туры и смысловое содержание отдельных словес­ных формул настроев обеспечивают их высокую эффективность.

Человек, усваивающий настрой, сильнее все­сильной судьбы, всех стихий естества. Практи­чески его возможности безграничны. Это убеж­дение поддерживается следующим фрагментом: «Я человек смелый, твердо уверенный в себе, я все смею, все смогу и ничего не боюсь. Среди всех житейских ураганов и бурь я непоколебимо стою, как скала, о которую сокрушаются все противодействующие силы».

Усвоение настроя-самоубеждения рождает мощный импульс, соединяющий в себе силу обе­их сигнальных систем, подкорки и корригирую­щих полей лобных долей мозга. В организме человека нет ничего сильнее этого импульса.

Ознакомившиеся на практике с методом оте­чественные и зарубежные специалисты отме­чают его высокую эффективность, до сих пор мало известную педагогической и медицинской практике.

Метод СОЭВС предусматривает не только самостоятельную работу над собой, но и участие психолога-активизатора управления самоубежде­нием (АУС), помогающего усвоить настрой. Здесь психолог старается максимально активизировать больного в целях прочного усвоения настроя.

Содержание настроя должно быть приятным. Словесные формулировки должны быть понят­ными, образными, формирующими яркое пред­ставление и мобилизующими чувства и волю больного на усвоение настроя. Настрой должен подавлять сомнения. Он может быть типовым и индивидуальным.

В типовых настроях метода СОЭВС приме­нена начальная степень напряжения и начальная сила выражения мысли, чтобы меньше утомлять человека при усвоении настроя. Нами созданы три основных типа настроев: на воспитание, на оздоровление, на омоложение.

Главной способностью человека, по нашему мнению, является способность к работе над со­бой, потому что она дает возможность развивать все другие способности, воспитывать, оздорав­ливать и омолаживать себя. Вот поэтому авто­ром создана обширная система настроев на раз­витие способности к работе над собой. Ядром этой способности является воля человека, его способ­ность к волевым усилиям, поэтому создана целая система настроев на развитие воли. Придавая воле большое значение, автор написал для родителей две книги, посвященные воспитанию и развитию воли у детей в семье.

Созданная автором система настроев на оз­доровление человека включает настрои на управ­ление всеми системами организма, всеми внут­ренними органами. Эта система включает много настроев, которые дают возможность восстанав­ливать здоровье даже тогда, когда мы имеем дело с, казалось бы, неизлечимыми заболеваниями. Настрои являются инструментом самоубеждения, причем инструментом безотказным и всемогу­щим. В отличие от лекарств настрои не имеют срока годности, они никогда не кончаются, как таблетки. Лекарства имеют известные пределы своего воздействия, настрои же не имеют преде­лов. Легче всего усваивать настрой, если прослу­шать его в звукозаписи. Тон изложения должен быть деловым, твердым, без всякого пафоса, очень убедительным. Таким же тоном нужно и прого­варивать настрой вслух. Если условий для этого нет, усваивать настрой можно при чтении. Боль­ные с нервной системой художественного типа с преобладанием первой сигнальной системы обыч­но предпочитают прослушивать настрой, а мыс­лительного типа — с преобладанием второй сиг­нальной системы — прочитывать.

В начальном периоде следует усваивать ввод­ный настрой: «Настрой, который я сейчас буду усваивать, будет оказывать на меня сильнейшее влияние благодаря тому, что организм будет в десять раз усиливать, в сто раз усиливать его вли­яние и мобилизовывать все свои резервы для быстрого и полного исполнения того, что сказа­но в настрое; я настраиваю себя на глубокое, прочное усвоение содержания нужного, полезного настроя, я буду стараться как можно глуб­же и прочнее его усвоить».

Независимо от того, знает человек текст на­строя наизусть или нет, настрой усваивается толь­ко в процессе его прослушивания, проговаривания или прочитывания. Поэтому продолжать усваивать настрой нужно до тех пор, пока состо­яние человека не придет в точное соответствие с содержанием настроя.

При прослушивании настроя следует вести себя как можно активнее (лучше ходить), прила­гать усилия, чтобы запомнить текст. Это повыша­ет внимательность, усиливает яркость восприятия, а тем самым и эффективность усвоения настроя.

Те фрагменты настроя, которые человеку боль­ше всего нравятся и имеют, по его мнению, для него наибольшее значение, полезно прослушивать, проговаривать или прочитывать большее число раз.

Метод СОЭВС включает следующие приемы самоизменения: 1) самоубеждение; 2) целенап­равленное подражание; 3) самопохвала и само­награждение; 4) самоосуждение и самоанализ; 5) самопринуждение; 6) самоободрение; 7) самокон­троль; 8) самоанализ; 9) проработка себя; 10) спо­соб переноса; 11) вхождение в образ; 12) опора на свои удачи и победы; 13) работа над прошлым; 14) иллюзорная переработка патогенной ситуа­ции; 15) иллюзорное преодоление препятствий; 16) упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий; 17) упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений; 18) упражнения на мышечное расслаб­ление; 19) упражнения на умственное расслабле­ние; 20) упражнения на статическое напряжение; 21) упражнения на медленные движения.

В метод СОЭВС входят следующие методи­ческие приемы организации самоубеждения боль­ных: а) беседы с больными о самоубеждении; б) ведение больным дневников «Моя работа над собой»; в) руководство самоубеждением больных на приеме; г) организация самоотчетов больных на приеме; д) беседы с родителями больных о самоубеждении; е) проведение сеансов на оздо­ровление-омоложение; ж) организация стендов-уголков самоубеждения.

3. СОЗДАНИЕ НАСТРОЕВ-САМОУБЕЖДЕНИЙ

Проведенная опытно-экспериментальная ле­чебно-психологическая работа позволила сделать ряд важных общеметодических выводов по та­кой важной проблеме, как разработка содержа­ния убеждений-настроев.

Гегель отмечал: «Убеждение все равно, будь оно верой или познанием в мышлении, конечно же, начинается со стороны внешней, с обучения, с урока, с авторитета, но по существу оно есть погружение духа во внутрь самого себя...». Эта внешняя сторона убеждения, по нашему мнению, должна рассматриваться не только как инфор­мация, адресованная больному извне, но и как его собственное обращение к самому себе. Имен­но поэтому мы выделили следующие источники убеждения на пути его перевода (перехода) в са­моубеждение. На первом месте, несомненно, сто­ит живое слово психолога, который непосред­ственно разрабатывает содержание убеждения (настрой) и сообщает его больному. Содержание убеждения может адресоваться больному также в форме письменного сообщения врача, печатного текста для чтения вслух и про себя. Доступность в наше время бытовой техники позволяет предложить и еще два источника: это аудиозапи­си слов психолога, а также наговаривание самим больным настроя на магнитофон. Прослушива­ние этих записей не менее действенный по силе влияния на больного источник убеждения. В про­цессе усвоения настроя больной проговаривает его самому себе, что, собственно, и составляет внешне-внутреннюю сторону процесса самоубеж­дения. Наш опыт, многочисленные эксперимен­ты показали особо высокую эффективность на­строев при комплексном последовательном использовании всех видов источников убежде­ния в процессе оздоровления-омоложения.

Проводимая нами в течение десятилетий раз­работка содержания самоубеждений, которые мы называем настроями, позволила сформулировать основные положения методики такой разработ­ки и определить принципиальные подходы к по­строению настроя. Прежде всего содержание самоубеждений настроев должно, по нашему мнению, разрабатываться ученым-специалистом, имеющим разностороннюю подготовку в облас­ти психологии, педагогики, философии, этики, психолингвистики, анатомии, физиологии и дру­гих медицинских наук. Сегодня можно только поражаться гениальному предвидению К. Д. Ушинского, собравшего современные ему сведе­ния из этих наук и положившего их в основу «Педагогической антропологии».

Сами настрои мы условно делим на три типа: воспитательные, оздоровительные и омолаживающие. Воспитательные настрои призваны обес­печить самовоспитание личности, развитие, та­ких необходимых качеств, как сильная воля, вы­сокая работоспособность и др. Оздоравливающие настрои призваны обеспечивать самооздоровле­ние личности. Они нацелены на предупрежде­ние и излечение конкретных заболеваний, на общее оздоровление организма. Таковы настрои на устойчивость нервной системы, на здоровый сон и т. п. Вспомогательные настрои призваны повысить эффективность усвоения настроев. Та­ковы, например, настрои на преодоление труд­ностей усвоения настроев, на развитие способ­ности к работе над собой и др. Такое деление настроев на типы является условным, так как в каждом настрое, как правило, содержится заряд воспитательный, оздоровительный и мобилизующий внимание и волю.

Следует особо остановиться на общих методологических принципах подхода к разработке содержания настроя. Прежде всего мы исходили из важнейшего философского принципа, сформули­рованного Н. Г. Чернышевским, о цельности че­ловека: «...Принцип этот состоит в том, что на че­ловека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, при­надлежащие разным натурам, чтобы рассматри­вать каждую сторону деятельности человека как деятельность... всего организма, от головы до ног включительно...». Поэтому каждый настрой неза­висимо от того, на развитие каких качеств либо на оздоровление каких систем организма он нацелен, адресован к человеку в целом, предусмат­ривает развитие человека в его цельности.

Далее. Основываясь на механизме формиро­вания убеждения в цепочке восприятие — пред­ставление — понятие — знание — убеждение, мы считали целесообразным строить текст настроя прежде всего так, чтобы его восприятие форми­ровало яркие красочные представления. Словес­ная характеристика этих положительных образов составляет основное содержание любого настроя.

Следующий принцип заключается в положи­тельном эмоциональном фоне содержания на­строя, который должен подавлять все отрицатель­ные эмоции и болезненные процессы в организме. Настрой всегда ориентирован на со­вершенствование качеств личности, на оздоров­ление, на преодоление своих слабостей и недо­моганий. И еще одно принципиально важное пояснение. Настоящий психолог, имея дело с ве­рующими и неверующими больными, не делит их на людей разного сорта, с уважением отно­сится к их личным убеждениям и вероисповеда­нию. Мы называем некоторые настрои Боже­ственными. И это не должно никого смущать: для верующих это дополнительный стимул усиления убеждения; для неверующих это характеристика превосходной степени качества.

В многочисленных многолетних эксперимен­тах отрабатывались и корректировались сама тех­ника, способ, тон и темп сообщения настроя пси­хологом. В процессе этой работы нам удалось добиться оптимальной формы словесной переда­чи настроя и сформулировать основные правила, которые должен соблюдать психолог, адресующий настрой больному. Настрой произносится отчет­ливо, убедительным тоном, не слишком тихо и не слишком громко. Особо важные места настроя повторяются дважды и трижды при некотором повышении голоса. Отдельные слова, которые являются опорными в тексте настроя, выделяют­ся интонационно, эмоционально-выразительно. Психолог говорит в разном темпе, ускоряя от­дельные фразы, и наоборот, произнося другие в слегка замедленном темпе, с целью постоянной стимуляции внимания больного и одновременно для расстановки акцентов на отдельных смысло­вых моментах содержания настроя.

Таковы основные положения методики раз­работки и использования настроя в процессе формирования убежденности больного.

Проведенная в больших масштабах работа в школах разных регионов страны дала автору воз­можность перейти затем к более глубокому изу­чению влияния усвоения различных настроев на многие физиологические процессы, на здоровье в целом, на процессы старения и позволила со­здать большую систему настроев на восстанов­ление здоровья и омоложение, разработать про­грамму психологической поддержки населения России. Центральная студия документальных фильмов создала видеофильм «Метод Сытина» на русском и английском языках, который в течение ряда лет демонстрировался на ВДНХ.

4. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛЕЧЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА

В 1954 г. мы начали исследовать возможнос­ти самоубеждения в различных областях меди­цины. Чтобы вести эту работу успешно, понадобились огромные знания в области медицины, в смежных областях и колоссальный фактический материал из самых разных сфер: военного дела, спорта, космонавтики, трудовой деятельности, искусства, учебной деятельности учащихся мас­совых школ и студентов вузов. Чтобы было понятно, насколько глубоко пришлось вникать в каждый вид деятельности людей, можно сказать, например, что заместитель министра культуры ходатайствовал о создании под руководством ав­тора большой специализированной лаборатории перед президиумом АН СССР, а начальник Глав­ного управления боевой подготовки сухопутных войск Министерства обороны СССР просил со­здать под руководством автора специализирован­ную лабораторию, обосновывая эту просьбу тем, что настрои повышают боеспособность сухопут­ных войск. Только в пулевой стрельбе были раз­работаны настрои, которые составили 3200 ма­шинописных страниц. В Центре подготовки космонавтов было подсчитано, что автор создал около 25 тысяч настроев для подготовки челове­ка к различным перегрузкам. Когда медицина не смогла помочь космонавту В.М.Жолобову, Центр подготовки космонавтов обратился за помощью к автору. В результате здоровье космонавта было восстановлено за одни сутки.

За научные исследования в области учебной деятельности учащихся и студентов автору присуж­дена ученая степень доктора педагогических наук.

Для приобретения необходимых знаний ав­тору пришлось сдать кандидатские экзамены по философии в МГУ и по физиологии во II Мос­ковском медицинском институте, а кроме того, пришлось самостоятельно пополнять знания в области психиатрии, логопедии, неврологии, кардиологии, гастроэнтерологии, акушерства и ги­некологии и других областях медицины. Только на основании полученных глубоких знаний в различных областях медицины стало возможным создавать настрои на оздоровление всех систем и органов организма человека при самых разно­образных нарушениях их деятельности и анато­мического строения. Особенно глубокие знания и огромный фактический материал потребовались при разработке настроев на омоложение муж­чин и женщин. Мы пришли к глубокому убежде­нию, что во всех случаях, когда надо укреплять здоровье, необходимо прежде всего оздоравли­вать нервно-мозговой аппарат, управляющий жизнью тела. Мы стремимся к такому уровню разработки проблемы, который даст возможность правильно и точно сказать больному, в чем ему надо убеждать себя при любом нарушении фун­кции или анатомического строения организма. Можно считать, что мы почти достигли такого уровня: уже много лет нам не встречаются боль­ные, которым мы не могли бы помочь.

5. ОЗДОРОВЛЕНИЕ-ОМОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА МЕТОДОМ САМОУБЕЖДЕНИЯ

В течение 46 лет (с 1954 г. по настоящее вре­мя) одновременно с изучением управления са­моубеждением и деятельностью школьников ав­тор изучал возможности метода СОЭВС по многим направлениям: в учебном процессе педа­гогического вуза, в процессе формирования здо­ровой речи при заикании, в спортивной пулевой стрельбе, в парусном спорте, в легкой и тяжелой атлетике, в баскетболе, в психолого-педагогичес­кой поддержке населения, пострадавшего при чер­нобыльской аварии, в промышленности, в подго­товке спасателей России, в подготовке космонавтов и в лечебных учреждениях. За подготовку космо­навтов командование Центра подготовки космо­навтов объявило автору благодарность и награди­ло дипломом им. Ю.А.Гагарина.

Все эти исследования проводились с целью на­копления фактического материала и теоретичес­кого осмысления возможностей метода СОЭВС, чтобы убедить психологов в целесообразности ис­пользования метода СОЭВС в практической ра­боте, а молодежи и взрослым показать беспредель­ные возможности самоубеждения.

Возможности использования метода СОЭВС в работе педагогического вуза изучались в Курс­ком, Горловском и Калужском педагогических институтах. В Калужском педагогическом инсти­туте удалось повысить эффективность всей учеб­но-воспитательной работы со студентами, что на­шло свое отражение в специальном документе.

Изучение метода СОЭВС в лечении заика­ния продолжалось 25 лет в школах и лечебных учреждениях, в результате автором написаны мо­нография «Формирование здоровой речи при за­икании» и брошюра «Из истории лечения заика­ния», в которой автор обобщил данные литературы по этой теме на 18 языках мира за 2500 лет.

На базе исследования метода СОЭВС в раз­личных видах спорта автором написаны две ра­боты: «Учебное пособие по психологии спорта» и монография «Самовоспитание и управление со­стоянием стрелка-спортсмена-пистолетчика». ЦК ДОСААФ СССР внедрил метод СОЭВС в практику подготовки стрелков-спортсменов на всей территории СССР. Эта работа нашла частичное отражение в отдельных публикациях, в которых сообщалось, например, что Владимир Рец — пер­воразрядник в беге на 100 м за 3 месяца стал мас­тером спорта международного класса, стрелок-пистолетчик Игорь Раенко — перворазрядник стрелял лучше всех на чемпионате СССР в Суху­ми в самом трудном упражнении МП-6 в стрель­бе из пистолета на 50 м, Борис Будников на Евро­пейской регате стал чемпионом Европы, Виктор Потапов — дважды чемпионом мира на катамара­не. А самому автору присвоено звание кандидата в мастера спорта по стрельбе из пистолета.

Третье главное управление Минздрава СССР по рекомендации ученого совета Минздрава СССР использовало метод СОЭВС в лечении людей, пострадавших при чернобыльской аварии. Для лиц этой категории автором разработаны настрои на исцеление от мужского бесплодия, от импотенции, на активизацию спермы, на рож­дение сына и др. Все они опубликованы.

Газета «Социалистическая индустрия» поме­стила статью «Когда мозг ошибается», в которой описан один любопытный эксперимент с космо­навтами: после непрерывной в течение 3 суток работы на яхте в штормовых условиях в связи с усвоением специального настроя они стреляли необычайно точно — перворазрядники на уров­не мастеров спорта, а новички — на уровне пер­воразрядников.

Будучи руководителем группы проблем управ­ления состоянием человека Института психологии АН СССР, автор по совместительству руководил Научным центром повышения производительности труда Министерства приборостроения. Газета «Советская культура» опубликовала результаты, одного эксперимента на московском заводе «Кри­сталл» с огранщиками алмазов, в ходе которого резко повысилась производительность труда.

Специальный эксперимент в целях изучения возможности использования метода СОЭВС в борьбе за сокращение временной нетрудоспособ­ности людей проводился в ЦКБ цветных метал­лов. В ходе этой работы в несколько раз сокра­тилось число дней нетрудоспособности, за счет чего резко повысилась производительность тру­да. Об этом с восторгом сообщил своим читате­лем журнал «Городское хозяйство Москвы».

По инициативе руководства Министерства по чрезвычайным ситуациям и стихийным бедстви­ям метод СОЭВС внедрен в подготовку спаса­телей во всех регионах России, в том числе и в Центральном авиамобильном международном отряде спасателей, который по ходатайствам ООН ведет спасательные работы в разных точках зем­ного шара.

По распоряжению Минздрава СССР метод СОЭВС проходил клинические испытания в Институте судебной психиатрии им. Сербского. Клинические испытания показали, что даже люди с ослабленным мышлением, психически больные, способны усваивать настрои по методу СОЭВС и выздоравливать. Метод СОЭВС был внедрен во всех лечебных учреждениях АН СССР, как сказано в специальном документе, «в целях оз­доровления и повышения творческой активнос­ти ученых АН СССР».

В 1990 г. Минздравом СССР специально под метод СОЭВС учрежден Всесоюзный научно-методический центр психологической поддерж­ки человека и нелекарственного лечения по ме­тоду Г. Н. Сытина. Центр разработал программу психологической поддержки населения России, которая по инициативе Правительства РФ была рассмотрена и одобрена президиумом Академии медицинских наук России.

Четвертый год при центре работает бесплат­ный лечебный салон, в котором посетители усва­ивают настрои в комфортных условиях в видео­звукозаписи с экрана большого телевизора. Эффект оздоровления-омоложения наблюдается у всех посетителей салона. Центр издал 200 ты­сяч экземпляров наиболее востребованных на­строев для бесплатной раздачи посетителям. Все посетители салона проходят первичный врачеб­ный контроль, в процессе которого каждому из них рекомендуются для усвоения определенные настрои. По субботам автор проводит три бес­платных сеанса на общее оздоровление-омоло­жение. Эффективность усвоения настроев в са­лоне настолько высока, что в него приезжают больные за сотни километров. По распоряжению мэра Москвы Ю. М. Лужкова московские газеты публикуют информацию о работе салона и о се­ансах автора. Благодаря этому салон обслужива­ет в год до 200 тысяч посетителей. Работой сало­на заинтересовались далеко за пределами Москвы и даже за рубежом. Бесплатный лечебный салон существует исключительно на средства от рас­пространения книг автора.

В настоящее время помощь в центре получа­ют более 6000 человек из разных регионов Рос­сии, а также из других стран. Иностранцев инте­ресует омоложение, которое мы наблюдаем в центре у сотен людей. Этот факт нашел отраже­ние в статье «Омоложение — это возможно!», опубликованной в журнале «Наука и религия».

Все эксперты, отечественные и зарубежные, изучавшие метод СОЭВС, отмечают, что метод дает высокие результаты, не известные ранее. В центре на учете свыше 300 женщин с миомами матки. Почти всем им было назначено оператив­ное лечение, но ни одна не оперировалась: у всех миомы исчезли под влиянием настроев. То же самое происходит с кистами на яичниках: исче­зают бесследно. Особенно быстро исчезает мастопатия, часто отчетливый эффект наступает че­рез 3—5 дней. У мужчин исчезают аденомы предстательной железы, и их снимают с опера­тивного лечения сами хирурги. Быстро исчезает мужское бессилие.

Отметим, что К. Д. Ушинский часто и охотно проводил аналогии между педагогикой и меди­циной, действиями умелого врача и опытного педагога. Вспомним хотя бы его слова из статьи «Труд в его психическом и воспитательном зна­чении». Он писал: «Леча больного, доктор помо­гает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с труд­ностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться». В прило­жении к медицинской психологии можно было бы сказать: не лечить, а только активизировать самовыздоровление.

Многолетний опыт работы со школьниками убедил нас в широких возможностях оздоровле­ния человека путем самоубеждения. Проведенная в течение трех десятилетий работа по использо­ванию метода самоубеждения в целях оздоровления детей и взрослых позволила сделать вывод о высокой эффективности этого метода в лечении путем мобилизации могучих возможностей и жиз­ненных сил самосохранения и самооздоровления, заложенных в природе человека, а также выра­ботки сознательного отношения личности к соб­ственному здоровью. Здесь открывается еще один путь реализации великого принципа природосообразности, провозглашенного учеными прошло­го: Коменским, Песталоцци, Дистервегом.

Всякое относительно завершенное научное ис­следование той или иной проблемы, как прави­ло, ставит новые проблемы, позволяет выдвинуть новые смелые гипотезы. Позволим и мы себе сде­лать одно перспективное, на наш взгляд, предпо­ложение.

Назрел союз педагогики, психологии и меди­цины. Как нужна будущему врачу, помимо знаний основ медицинских наук, хорошая педагогическая и психологическая подготовка, так и будущим учи­телям, воспитателям и психологам надо, по наше­му мнению, давать основы медицинских знаний. Ведь какие бы цели воспитания мы ни ставили бы перед собой, они не должны заслонять главную цель — воспитание здорового человека.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мировая психотерапия ищет пути включения больного в лечебный процесс. Она понимает, что успех лечения целиком зависит от усилий само­го больного.

Метод самоубеждения максимально включа­ет больного в лечебный процесс да еще и развивает способности к работе над собой, активизи­рует мышление, усиливает волю, внимание, па­мять и творческое воображение. Этот метод не только лечит, но еще и воспитывает и всесторон­не развивает больного.

При избрании меня в Мюнхене академиком Международной академии наук (я был избран единогласно по отделению психосоматики) про­фессор Карл Гехт сказал: « Мы избираем в дей­ствительные члены классика мировой психоте­рапии — автора самого высокоэффективного в мировой медицине психотерапевтического мето­да, который неизбежно станет основным мето­дом всей мировой психотерапевтической прак­тики и будет широко использоваться во всех областях медицины».

МЕТОДИКА УСВОЕНИЯ НАСТРОЕВ
Легче усваивать настрой, если прослушивать его в звукозаписи. Наговорить настрой на маг­нитофон вы можете для себя сами. Тон изложе­ния должен быть твердым, деловым, убедитель­ным, без всякого пафоса. Таким же тоном при возможности проговаривайте настрой вслух, а нет условий — читайте или проговаривайте по памя­ти, про себя. Одни люди предпочитают прослу­шивать настрой, другие — прочитывать. При прослушивании можно еще и делать что-нибудь по хозяйству. Но лучше, если вы постараетесь не отвлекаться и сосредоточитесь.

Для усвоения настроев используйте время, пропадающее зря, например по пути на работу и домой.

Настраивайте себя на глубокое, прочное ус­воение настроев. В этом вам поможет настрой на усиление волевого внимания.

Независимо от того, знает человек текст наи­зусть или нет, настрой усваивается только в про­цессе его прослушивания или проговаривания. Усваивать настрой нужно до тех пор, пока ваше состояние не придет в полное соответствие с со­держанием настроя.

При усвоении настроя старайтесь вести себя как можно активнее (лучше ходить), прилагайте усилия к запоминанию текста. Это повышает эффективность усвоения.

Усвоить настрой — значит привести себя в полное соответствие с его содержанием (а не просто запомнить).

Те фрагменты текста, которые вам больше нравятся и имеют для вас особое значение, полез­но прослушивать, прочитывать или проговаривать по памяти большее число раз. Особенно полезно при прослушивании настроя повторять мысль за мыслью громко вслух, обязательно останавливая магнитофон нажатием кнопки «Пауза».

Для устранения любых новообразований не­обходимо переписывать настрой с магнитофона на бумагу; прослушав одну фразу, надо нажать кнопку «Пауза» и полностью ее записать, соблю­дая орфографию. За это время с головного мозга идет мощнейший импульс во внутреннюю среду организма, уничтожающий новообразование. При переписывании настроя с книги надо запомнить всю фразу, обязательно закрыть книгу и затем записать эту фразу. Переписывание настроя от­дельными словами бесполезно.

 

Hosted by uCoz