Психотерапевтические
методы лечения заикания
|
|||||||||||||
|
1. ИСТОКИ МЕТОДА Полк шел в наступление. Снаряды рвались впереди и сзади. Осколок разорвавшегося впереди снаряда врезался в живот. Комья мерзлой земли, с огромной скоростью разлетавшиеся от взрыва, ударили в поясницу, сбили позвонок, ущемился спинной мозг. К ночи доставили в госпиталь. — В палату не заносите, до утра не протянет, только раненых травмировать. На утреннем обходе: — Он еще дышит. — Занесите в третью палату, там место освободилось. Сознание вернулось через несколько дней. — Как пульс? — Частит. — Это какое по счету у него ранение? — Девятое. — Сильный солдат. Приступы боли от открывшейся язвы двенадцатиперстной кишки были ужасны. Истекая кровью, терял силы. Попытался сесть в кровати, чтобы не упасть, схватился за спинку. — Георгий! Упадешь — погибнешь! Волевое усилие где? Надо выстоять! От шоковой боли весь в испарине, мокрый от пота. — Волевое усилие! И я не упал. Боль отступила. Кровотечение прекратилось! Волевое усилие! Понял, что выживу! Через три месяца выписали из госпиталя инвалидом I группы, дали 149 ампул, шприц и стерилизатор. Уколы себе делал сам. Прошло 4 года, но меня не покидала мысль о действенности волевого усилия. Летом 48-го пришел к министру здравоохранения Ефиму Ивановичу Смирнову, рассказал эту историю. Объяснил, что хочу ее осмыслить, чтобы для других создать эффективный метод. Но нет необходимых для этого знаний. Министр приказал зачислить меня студентом мединститута. До закрытия засиживался в Ленинской библиотеке. Гипноз... подавление воли. Что со мной было бы, не будь воли... без воли работать над собой? Не годится. Надо создавать метод, ядром которого была бы воля, волевое усилие. С этой мыслью снова пришел к министру. По его указанию меня заслушали на ученом совете министерства и организовали для меня прием больных в целях создания принципиально нового метода. В 57-м году военно-врачебная комиссия Москвы признала меня, инвалида I группы, годным к строевой без ограничений. Вот это победа волевого усилия! Потом в аспирантуре у знаменитого академика-психолога К. Н. Корнилова попросил утвердить тему диссертации «Волевое усилие». Кафедра согласилась. Меня все звали не по имени, а «волевое усилие». После защиты диссертации вернулся в студенты. В психиатрии для себя ничего не нашел. Стал искать в физиологии. Сдал кандидатский экзамен по физиологии, но и тут ничего не нашел. 30 лет искал. Пришел в педагогику. И тут нашел! Самоубеждение! Его ядром является волевое усилие! За исследования в этом направлении мне присвоили ученую степень доктора наук. В Мюнхене меня избрали академиком Международной академии наук по отделению психосоматики. На базе самоубеждения стал накапливать опыт лечебной работы в психиатрии, логопедии, неврологии, кардиологии, гинекологии, гастроэнтерологии и других областях. Но уже приближалось мое 75-летие. Иссякали силы, рушилось здоровье. Что делать? Начал эксперимент по омоложению самого себя. Через 8 месяцев физиологи НИИ нормальной физиологии им. П. К. Анохина РАМН оценили мой биологический возраст в 30—40 лет при календарном 75 Появились новые силы, родилась новая энергия, и я с энтузиазмом продолжаю изучать возможности самоубеждения в оздоровлении-омоложении. Мэр Москвы Ю. М. Лужков дал указание выделить хорошее помещение под бесплатный лечебный салон, который весьма успешно работает по методу самоубеждения уже 6 лет (тел.497-83-00).
2. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ САМОУБЕЖДЕНИЯ К. Д. Ушинский исследовал процесс формирования убеждения с учетом достижений классической философии, которая раскрыла феномен убеждения как формы сознания личности. «Убеждения, — утверждает Гегель, — представляют собой самые внутренние моменты самосознания». И, говоря об объективной роли убеждения в поведении индивида, он отмечал: «...Нравственную природу поступка определяет убеждение». Утверждая диалектическую взаимосвязь форм мышления и сознания, великий немецкий философ раскрыл взаимопереходы их друг в друга, показал, как представления творят понятия, а понятия в процессе практики рождают идеи, которые вырабатываются индивидуальным сознанием в качестве основы субъективных убеждений, «совести». Огромная заслуга К. Д. Ушинского в том, что он представил убеждение как процесс, охарактеризовал стадии этого процесса от зарождения его в ярких красочных представлениях на пути их перехода в понятия и их закрепления в идеях, которые усваиваются человеком, становясь его убеждениями. Исключительно важное положение сформулировал К. Д. Ушинский в своей работе «О народности в общественном воспитании»: «Самое убеждение тогда только делается элементом характера, когда переходит в привычку. Привычка именно и есть этот процесс, посредством которого убеждение делается наклонностью и мысль переходит в дело». Благодаря убеждениям разум становится регулятором жизни личности, ее поведения. Мы разделяем высказанную Б. Д. Парыгиным мысль о трех основных значениях термина «убеждение»: во-первых, как формы индивидуального сознания, элемента всей системы представлений и взглядов человека; во-вторых, как процесса осмысления жизненного опыта и освоения внешнего мира; в-третьих, как способа воздействия на психику индивида, метода воспитания. Исследования проблем теории и методики убеждения как метода воспитания в современной отечественной педагогике получили широкое развитие. На наш взгляд, представляет интерес разработанная В. М. Коротовым концепция убеждения как системы методов информационного, поискового, дискуссионного, взаимного просвещения, которые в последовательном их применении обеспечивают активное овладение той или иной информацией и ее усвоение человеком. Опираясь на прогрессивные достижения современной психологии, мы рассматриваем убеждение как основной метод стимулирования работы над собой прежде всего потому, что этот метод при верном его применении стимулирует и направляет самоубеждение личности. Одной из важнейших задач наших многолетних исследований был поиск путей перевода убеждения психолога в самоубеждение больного. Но прежде чем рассмотреть механизм этого процесса, подчеркнем еще раз коренные отличия убеждения и самоубеждения от внушения и самовнушения. Внушение есть действие на человека в обход сознания. В «Советском энциклопедическом словаре» внушение (суггестия) в психологическом смысле определяется как воздействие на личность, приводящее либо к появлению у человека, помимо его воли и сознания, определенного состояния, чувства, отношения, либо к совершению человеком поступка, непосредственно не следующего из принимаемых им норм и принципов деятельности. Убеждение как педагогический метод есть прямая и открытая апелляция к сознанию, мобилизация волевых усилий человека; убеждение ориентировано на принятие человеком собственных сознательных решений в выработке линии своего поведения. По своему содержанию внушение нередко представляет собой бессмысленный набор слов, как, например, в заговорах. Убеждение же вскрывает в словах реальную связь явлений объективного мира, оно всегда одновременно и просвещение, несет еще и образовательную функцию. Не понимая этого, нельзя понять и осмыслить механизм перевода убеждения психолога в самоубеждение больного. Сила убеждения как метода — в убежденности психолога. Только при этом условии убежденность передается больному. Таково первое необходимое условие перевода убеждения психолога в самоубеждение больного. В условиях организации процесса самооздоровления важными являются еще два момента. Первый состоит в том, что содержание убеждения принимается больным как истинное, верное. Второй момент — это желание больного выработать у себя новые полезные качества. Достижение же положительных результатов в процессе самоубеждения в конечном счете и обеспечивает перевод убеждения как внешнего фактора в самоубеждение как фактор внутренний. С этого момента больной сам начинает убеждать себя. Так рождается убежденность. Этот механизм процесса «убеждение — самоубеждение» был вскрыт нами и многократно апробирован в экспериментальной лечебной работе. Мы не имеем права воспитывать внушаемых людей, которые становятся игрушкой в руках других людей, иногда и преступников. Нам надо воспитывать людей убежденных — самостоятельных. Для этого нужно не внушение, не подавление личности, а активизация личности посредством процесса убеждения в ходе взаимодействия психолога и больного. Убеждение есть высшая форма сознания личности. Только убеждением можно формировать самоубеждение. Прочно усвоенные идеи становятся убеждениями. Только в процессе собственных действий, только в процессе собственной деятельности и общения с людьми формируются самоубеждения. Убеждение психолога как метод оздоровления организует деятельность больного, в процессе которой формируется убеждение больного, и, таким образом, убеждение психолога переводится в убеждение больного. Перевод убеждения психолога в самоубеждение больного, по нашему мнению, обеспечивается следующими факторами. Во-первых, самоубеждение ложится на благодатную почву. Тот, к кому обращен настрой, как правило, испытывает сильное желание выработать у себя нужные качества, выздороветь, избавиться от недуга. Убеждение он воспринимает как помощь, необходимую ему. Налицо сочетание воздействия на разум и чувствование. Во-вторых, содержание самоубеждений (настроев) позитивно. Если пропаганда медицинских знаний зачастую построена на запугивании больного всякими страшными болезнями, то здесь мы имеем ориентацию на оздоровление, на омоложение. Настрои пронизаны оптимизмом. Насквозь через них проходит формула «мне будет лучше». И так во всем: в повышении работоспособности, в улучшении самочувствия, в развитии новых полезных качеств, в выздоровлении. В-третьих, новые убеждения преподносятся не в виде заумных словесных формул, а в виде образных, ярких, сочно-красочных представлений. Как писал Ушинский, будущие убеждения рождаются в представлениях. Представления эти рисуются добрыми словами. Следует отметить, что формирующиеся при восприятии настроя представления стимулируют в соответствии с содержанием настроя психические и физиологические процессы, а также и поведение человека. И. М. Сеченов убедительно показал, что со стороны физиологического процесса между восприятием и представлением нет ни малейшей разницы; разница только в источнике возбуждения. Последователи Ивана Михайловича затем показали это на многочисленных конкретных примерах. Таким образом, уже сам процесс усвоения настроя дает реальный всесторонний эффект. Когда же сформируется УБЕЖДЕНИЕ, этот эффект становится несокрушимо стойким, необратимым. В-четвертых, содержание самоубеждений (настроев) имеет и просветительное, образовательное звучание (особенно это касается оздоровительных настроев). Человек как бы оглядывает себя изнутри. Работа мозга, кровеносной системы, дыхательных путей просматривается им как действие отлаженной, четко работающей системы взаимодействующих органов. Несомненно, это стимулирует позитивный интерес к своему здоровью. Наконец, в-пятых, возникающие в результате ознакомления с настроем позитивные изменения в практической деятельности, в душевном состоянии, в оздоровлении подкрепляют слово и убеждают на деле. Так обеспечивается перевод убеждения психолога в самоубеждение больного, а тем самым — в личные убеждения, прочные, стойкие взгляды. Так рождается и крепнет убеждение в безграничных возможностях самосовершенствования, самооздоровления-омоложения. А с убеждением личности в крепком здоровье оно становится все более стойким. Слово обладает способностью многостороннего комплексного раздражителя, т. е. способностью оказывать на кору головного мозга весьма мощное и специальное воздействие, в частности вызывать у человека сильнейшую эмоциональную реакцию. Внушающее слово в гипнотических опытах, как правило, вызывает внутреннее (по утверждению И. П. Павлова — охранительное) торможение, благодаря чему снимаются барьеры для некритического восприятия словесного содержания внушения. Примерно то же самое происходит в системе аутотренинга, когда релаксация «размягчает» сознание, ослабляет волю, оставляя открытую дверь лишь к эмоциям человека. Наш метод, напротив, ориентирован на словесно-образную эмоционально-волевую активность человека. В этом его безусловная новизна и неоспоримое преимущество. Сходство нашего метода с традиционной релаксопедией состоит лишь в том, что в обоих случаях наблюдаются повторы словесных воздействий. Однако это лишь внешнее сходство. В действительности, если обычная релаксопедия гасит активность личности, то наш метод (СОЭВС — словесно-образное эмоционально-волевое самоубеждение), наоборот, рассчитан на эффект, основанный на эмоционально-волевой активности человека. В метод СОЭВС входят тексты настроев, теоретические принципы построения настроев, методика усвоения настроев, приемы самоизменения в методике организации самоубеждения больных. Его основу составляют тексты-настрои, которые строятся так, что формируют у человека определенное представление — образ: «с яркостью молнии своим внутренним зрением вижу себя человеком с сильной памятью»; вовлекают чувства: «с яркостью молнии чувствую себя человеком смелым, решительным»; мобилизуют волю: «изо всех сил стараюсь активизировать запоминание, прилагаю могучие волевые усилия, создаю великую концентрацию могучих волевых усилий, направляю великую концентрацию могучих волевых усилий на активизацию запоминания, готовлюсь усваивать настрой на развитие памяти на высочайшем уровне волевой активности, на высочайшем уровне психической энергии, в состоянии ярчайшего озарения, в состоянии величайшего вдохновения, резко усиливаю-активизирую мышление, резко повышаю силу мысли, идет мое активное материализующее усвоение настроя на развитие памяти. Мое волевое желание усилить память обладает гигантской силой материализации. Мозговые механизмы запоминания резко усиливаются, я запоминаю ярко-твердо на длительное время, рождается яркая-твердая, сильная память». Таким образом, настрой — это содержание самоубеждения. Разработка настроя — это трудоемкое дело. Над их созданием приходится работать постоянно, непреклонно, десятилетиями; только тогда и удается создать настрой, дающий реальный эффект. Все основные фрагменты настроев на формирование самоубеждений, развивающих волю, способности и черты характера, дорабатывались нами в процессе их использования десятками тысяч школьников и студентов, а настрои, формирующие самоубеждения, которые оздоравливают личность, совершенствовались десятилетиями с помощью аппаратурных проверок на плетизмографах, 16-канальных полиграфах, кардиографах и многих других приборах и аппаратах, а также проверялись и совершенствовались в реальной деятельности людей и в лечебно-психологической практике. Психолингвистические исследования текстов-настроев, проведенные под руководством автора, показали, что их построение отличается от построения всех до сих пор известных молитв, заговоров, текстов, используемых в психотерапии. Настрои метода СОЭВС базируются на смысловых элементах, впервые созданных. Специфика структуры и смысловое содержание отдельных словесных формул настроев обеспечивают их высокую эффективность. Человек, усваивающий настрой, сильнее всесильной судьбы, всех стихий естества. Практически его возможности безграничны. Это убеждение поддерживается следующим фрагментом: «Я человек смелый, твердо уверенный в себе, я все смею, все смогу и ничего не боюсь. Среди всех житейских ураганов и бурь я непоколебимо стою, как скала, о которую сокрушаются все противодействующие силы». Усвоение настроя-самоубеждения рождает мощный импульс, соединяющий в себе силу обеих сигнальных систем, подкорки и корригирующих полей лобных долей мозга. В организме человека нет ничего сильнее этого импульса. Ознакомившиеся на практике с методом отечественные и зарубежные специалисты отмечают его высокую эффективность, до сих пор мало известную педагогической и медицинской практике. Метод СОЭВС предусматривает не только самостоятельную работу над собой, но и участие психолога-активизатора управления самоубеждением (АУС), помогающего усвоить настрой. Здесь психолог старается максимально активизировать больного в целях прочного усвоения настроя. Содержание настроя должно быть приятным. Словесные формулировки должны быть понятными, образными, формирующими яркое представление и мобилизующими чувства и волю больного на усвоение настроя. Настрой должен подавлять сомнения. Он может быть типовым и индивидуальным. В типовых настроях метода СОЭВС применена начальная степень напряжения и начальная сила выражения мысли, чтобы меньше утомлять человека при усвоении настроя. Нами созданы три основных типа настроев: на воспитание, на оздоровление, на омоложение. Главной способностью человека, по нашему мнению, является способность к работе над собой, потому что она дает возможность развивать все другие способности, воспитывать, оздоравливать и омолаживать себя. Вот поэтому автором создана обширная система настроев на развитие способности к работе над собой. Ядром этой способности является воля человека, его способность к волевым усилиям, поэтому создана целая система настроев на развитие воли. Придавая воле большое значение, автор написал для родителей две книги, посвященные воспитанию и развитию воли у детей в семье. Созданная автором система настроев на оздоровление человека включает настрои на управление всеми системами организма, всеми внутренними органами. Эта система включает много настроев, которые дают возможность восстанавливать здоровье даже тогда, когда мы имеем дело с, казалось бы, неизлечимыми заболеваниями. Настрои являются инструментом самоубеждения, причем инструментом безотказным и всемогущим. В отличие от лекарств настрои не имеют срока годности, они никогда не кончаются, как таблетки. Лекарства имеют известные пределы своего воздействия, настрои же не имеют пределов. Легче всего усваивать настрой, если прослушать его в звукозаписи. Тон изложения должен быть деловым, твердым, без всякого пафоса, очень убедительным. Таким же тоном нужно и проговаривать настрой вслух. Если условий для этого нет, усваивать настрой можно при чтении. Больные с нервной системой художественного типа с преобладанием первой сигнальной системы обычно предпочитают прослушивать настрой, а мыслительного типа — с преобладанием второй сигнальной системы — прочитывать. В начальном периоде следует усваивать вводный настрой: «Настрой, который я сейчас буду усваивать, будет оказывать на меня сильнейшее влияние благодаря тому, что организм будет в десять раз усиливать, в сто раз усиливать его влияние и мобилизовывать все свои резервы для быстрого и полного исполнения того, что сказано в настрое; я настраиваю себя на глубокое, прочное усвоение содержания нужного, полезного настроя, я буду стараться как можно глубже и прочнее его усвоить». Независимо от того, знает человек текст настроя наизусть или нет, настрой усваивается только в процессе его прослушивания, проговаривания или прочитывания. Поэтому продолжать усваивать настрой нужно до тех пор, пока состояние человека не придет в точное соответствие с содержанием настроя. При прослушивании настроя следует вести себя как можно активнее (лучше ходить), прилагать усилия, чтобы запомнить текст. Это повышает внимательность, усиливает яркость восприятия, а тем самым и эффективность усвоения настроя. Те фрагменты настроя, которые человеку больше всего нравятся и имеют, по его мнению, для него наибольшее значение, полезно прослушивать, проговаривать или прочитывать большее число раз. Метод СОЭВС включает следующие приемы самоизменения: 1) самоубеждение; 2) целенаправленное подражание; 3) самопохвала и самонаграждение; 4) самоосуждение и самоанализ; 5) самопринуждение; 6) самоободрение; 7) самоконтроль; 8) самоанализ; 9) проработка себя; 10) способ переноса; 11) вхождение в образ; 12) опора на свои удачи и победы; 13) работа над прошлым; 14) иллюзорная переработка патогенной ситуации; 15) иллюзорное преодоление препятствий; 16) упражнения в действительном преодолении трудностей и препятствий; 17) упражнения на преодоление противодействующих влияний и внушений; 18) упражнения на мышечное расслабление; 19) упражнения на умственное расслабление; 20) упражнения на статическое напряжение; 21) упражнения на медленные движения. В метод СОЭВС входят следующие методические приемы организации самоубеждения больных: а) беседы с больными о самоубеждении; б) ведение больным дневников «Моя работа над собой»; в) руководство самоубеждением больных на приеме; г) организация самоотчетов больных на приеме; д) беседы с родителями больных о самоубеждении; е) проведение сеансов на оздоровление-омоложение; ж) организация стендов-уголков самоубеждения. 3. СОЗДАНИЕ НАСТРОЕВ-САМОУБЕЖДЕНИЙ Проведенная опытно-экспериментальная лечебно-психологическая работа позволила сделать ряд важных общеметодических выводов по такой важной проблеме, как разработка содержания убеждений-настроев. Гегель отмечал: «Убеждение все равно, будь оно верой или познанием в мышлении, конечно же, начинается со стороны внешней, с обучения, с урока, с авторитета, но по существу оно есть погружение духа во внутрь самого себя...». Эта внешняя сторона убеждения, по нашему мнению, должна рассматриваться не только как информация, адресованная больному извне, но и как его собственное обращение к самому себе. Именно поэтому мы выделили следующие источники убеждения на пути его перевода (перехода) в самоубеждение. На первом месте, несомненно, стоит живое слово психолога, который непосредственно разрабатывает содержание убеждения (настрой) и сообщает его больному. Содержание убеждения может адресоваться больному также в форме письменного сообщения врача, печатного текста для чтения вслух и про себя. Доступность в наше время бытовой техники позволяет предложить и еще два источника: это аудиозаписи слов психолога, а также наговаривание самим больным настроя на магнитофон. Прослушивание этих записей не менее действенный по силе влияния на больного источник убеждения. В процессе усвоения настроя больной проговаривает его самому себе, что, собственно, и составляет внешне-внутреннюю сторону процесса самоубеждения. Наш опыт, многочисленные эксперименты показали особо высокую эффективность настроев при комплексном последовательном использовании всех видов источников убеждения в процессе оздоровления-омоложения. Проводимая нами в течение десятилетий разработка содержания самоубеждений, которые мы называем настроями, позволила сформулировать основные положения методики такой разработки и определить принципиальные подходы к построению настроя. Прежде всего содержание самоубеждений настроев должно, по нашему мнению, разрабатываться ученым-специалистом, имеющим разностороннюю подготовку в области психологии, педагогики, философии, этики, психолингвистики, анатомии, физиологии и других медицинских наук. Сегодня можно только поражаться гениальному предвидению К. Д. Ушинского, собравшего современные ему сведения из этих наук и положившего их в основу «Педагогической антропологии». Сами настрои мы условно делим на три типа: воспитательные, оздоровительные и омолаживающие. Воспитательные настрои призваны обеспечить самовоспитание личности, развитие, таких необходимых качеств, как сильная воля, высокая работоспособность и др. Оздоравливающие настрои призваны обеспечивать самооздоровление личности. Они нацелены на предупреждение и излечение конкретных заболеваний, на общее оздоровление организма. Таковы настрои на устойчивость нервной системы, на здоровый сон и т. п. Вспомогательные настрои призваны повысить эффективность усвоения настроев. Таковы, например, настрои на преодоление трудностей усвоения настроев, на развитие способности к работе над собой и др. Такое деление настроев на типы является условным, так как в каждом настрое, как правило, содержится заряд воспитательный, оздоровительный и мобилизующий внимание и волю. Следует особо остановиться на общих методологических принципах подхода к разработке содержания настроя. Прежде всего мы исходили из важнейшего философского принципа, сформулированного Н. Г. Чернышевским, о цельности человека: «...Принцип этот состоит в том, что на человека надобно смотреть как на одно существо, имеющее только одну натуру, чтобы не разрезать человеческую жизнь на разные половины, принадлежащие разным натурам, чтобы рассматривать каждую сторону деятельности человека как деятельность... всего организма, от головы до ног включительно...». Поэтому каждый настрой независимо от того, на развитие каких качеств либо на оздоровление каких систем организма он нацелен, адресован к человеку в целом, предусматривает развитие человека в его цельности. Далее. Основываясь на механизме формирования убеждения в цепочке восприятие — представление — понятие — знание — убеждение, мы считали целесообразным строить текст настроя прежде всего так, чтобы его восприятие формировало яркие красочные представления. Словесная характеристика этих положительных образов составляет основное содержание любого настроя. Следующий принцип заключается в положительном эмоциональном фоне содержания настроя, который должен подавлять все отрицательные эмоции и болезненные процессы в организме. Настрой всегда ориентирован на совершенствование качеств личности, на оздоровление, на преодоление своих слабостей и недомоганий. И еще одно принципиально важное пояснение. Настоящий психолог, имея дело с верующими и неверующими больными, не делит их на людей разного сорта, с уважением относится к их личным убеждениям и вероисповеданию. Мы называем некоторые настрои Божественными. И это не должно никого смущать: для верующих это дополнительный стимул усиления убеждения; для неверующих это характеристика превосходной степени качества. В многочисленных многолетних экспериментах отрабатывались и корректировались сама техника, способ, тон и темп сообщения настроя психологом. В процессе этой работы нам удалось добиться оптимальной формы словесной передачи настроя и сформулировать основные правила, которые должен соблюдать психолог, адресующий настрой больному. Настрой произносится отчетливо, убедительным тоном, не слишком тихо и не слишком громко. Особо важные места настроя повторяются дважды и трижды при некотором повышении голоса. Отдельные слова, которые являются опорными в тексте настроя, выделяются интонационно, эмоционально-выразительно. Психолог говорит в разном темпе, ускоряя отдельные фразы, и наоборот, произнося другие в слегка замедленном темпе, с целью постоянной стимуляции внимания больного и одновременно для расстановки акцентов на отдельных смысловых моментах содержания настроя. Таковы основные положения методики разработки и использования настроя в процессе формирования убежденности больного. Проведенная в больших масштабах работа в школах разных регионов страны дала автору возможность перейти затем к более глубокому изучению влияния усвоения различных настроев на многие физиологические процессы, на здоровье в целом, на процессы старения и позволила создать большую систему настроев на восстановление здоровья и омоложение, разработать программу психологической поддержки населения России. Центральная студия документальных фильмов создала видеофильм «Метод Сытина» на русском и английском языках, который в течение ряда лет демонстрировался на ВДНХ.
4. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛЕЧЕБНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РАБОТА В 1954 г. мы начали исследовать возможности самоубеждения в различных областях медицины. Чтобы вести эту работу успешно, понадобились огромные знания в области медицины, в смежных областях и колоссальный фактический материал из самых разных сфер: военного дела, спорта, космонавтики, трудовой деятельности, искусства, учебной деятельности учащихся массовых школ и студентов вузов. Чтобы было понятно, насколько глубоко пришлось вникать в каждый вид деятельности людей, можно сказать, например, что заместитель министра культуры ходатайствовал о создании под руководством автора большой специализированной лаборатории перед президиумом АН СССР, а начальник Главного управления боевой подготовки сухопутных войск Министерства обороны СССР просил создать под руководством автора специализированную лабораторию, обосновывая эту просьбу тем, что настрои повышают боеспособность сухопутных войск. Только в пулевой стрельбе были разработаны настрои, которые составили 3200 машинописных страниц. В Центре подготовки космонавтов было подсчитано, что автор создал около 25 тысяч настроев для подготовки человека к различным перегрузкам. Когда медицина не смогла помочь космонавту В.М.Жолобову, Центр подготовки космонавтов обратился за помощью к автору. В результате здоровье космонавта было восстановлено за одни сутки. За научные исследования в области учебной деятельности учащихся и студентов автору присуждена ученая степень доктора педагогических наук. Для приобретения необходимых знаний автору пришлось сдать кандидатские экзамены по философии в МГУ и по физиологии во II Московском медицинском институте, а кроме того, пришлось самостоятельно пополнять знания в области психиатрии, логопедии, неврологии, кардиологии, гастроэнтерологии, акушерства и гинекологии и других областях медицины. Только на основании полученных глубоких знаний в различных областях медицины стало возможным создавать настрои на оздоровление всех систем и органов организма человека при самых разнообразных нарушениях их деятельности и анатомического строения. Особенно глубокие знания и огромный фактический материал потребовались при разработке настроев на омоложение мужчин и женщин. Мы пришли к глубокому убеждению, что во всех случаях, когда надо укреплять здоровье, необходимо прежде всего оздоравливать нервно-мозговой аппарат, управляющий жизнью тела. Мы стремимся к такому уровню разработки проблемы, который даст возможность правильно и точно сказать больному, в чем ему надо убеждать себя при любом нарушении функции или анатомического строения организма. Можно считать, что мы почти достигли такого уровня: уже много лет нам не встречаются больные, которым мы не могли бы помочь. 5. ОЗДОРОВЛЕНИЕ-ОМОЛОЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА МЕТОДОМ САМОУБЕЖДЕНИЯ В течение 46 лет (с 1954 г. по настоящее время) одновременно с изучением управления самоубеждением и деятельностью школьников автор изучал возможности метода СОЭВС по многим направлениям: в учебном процессе педагогического вуза, в процессе формирования здоровой речи при заикании, в спортивной пулевой стрельбе, в парусном спорте, в легкой и тяжелой атлетике, в баскетболе, в психолого-педагогической поддержке населения, пострадавшего при чернобыльской аварии, в промышленности, в подготовке спасателей России, в подготовке космонавтов и в лечебных учреждениях. За подготовку космонавтов командование Центра подготовки космонавтов объявило автору благодарность и наградило дипломом им. Ю.А.Гагарина. Все эти исследования проводились с целью накопления фактического материала и теоретического осмысления возможностей метода СОЭВС, чтобы убедить психологов в целесообразности использования метода СОЭВС в практической работе, а молодежи и взрослым показать беспредельные возможности самоубеждения. Возможности использования метода СОЭВС в работе педагогического вуза изучались в Курском, Горловском и Калужском педагогических институтах. В Калужском педагогическом институте удалось повысить эффективность всей учебно-воспитательной работы со студентами, что нашло свое отражение в специальном документе. Изучение метода СОЭВС в лечении заикания продолжалось 25 лет в школах и лечебных учреждениях, в результате автором написаны монография «Формирование здоровой речи при заикании» и брошюра «Из истории лечения заикания», в которой автор обобщил данные литературы по этой теме на 18 языках мира за 2500 лет. На базе исследования метода СОЭВС в различных видах спорта автором написаны две работы: «Учебное пособие по психологии спорта» и монография «Самовоспитание и управление состоянием стрелка-спортсмена-пистолетчика». ЦК ДОСААФ СССР внедрил метод СОЭВС в практику подготовки стрелков-спортсменов на всей территории СССР. Эта работа нашла частичное отражение в отдельных публикациях, в которых сообщалось, например, что Владимир Рец — перворазрядник в беге на 100 м за 3 месяца стал мастером спорта международного класса, стрелок-пистолетчик Игорь Раенко — перворазрядник стрелял лучше всех на чемпионате СССР в Сухуми в самом трудном упражнении МП-6 в стрельбе из пистолета на 50 м, Борис Будников на Европейской регате стал чемпионом Европы, Виктор Потапов — дважды чемпионом мира на катамаране. А самому автору присвоено звание кандидата в мастера спорта по стрельбе из пистолета. Третье главное управление Минздрава СССР по рекомендации ученого совета Минздрава СССР использовало метод СОЭВС в лечении людей, пострадавших при чернобыльской аварии. Для лиц этой категории автором разработаны настрои на исцеление от мужского бесплодия, от импотенции, на активизацию спермы, на рождение сына и др. Все они опубликованы. Газета «Социалистическая индустрия» поместила статью «Когда мозг ошибается», в которой описан один любопытный эксперимент с космонавтами: после непрерывной в течение 3 суток работы на яхте в штормовых условиях в связи с усвоением специального настроя они стреляли необычайно точно — перворазрядники на уровне мастеров спорта, а новички — на уровне перворазрядников. Будучи руководителем группы проблем управления состоянием человека Института психологии АН СССР, автор по совместительству руководил Научным центром повышения производительности труда Министерства приборостроения. Газета «Советская культура» опубликовала результаты, одного эксперимента на московском заводе «Кристалл» с огранщиками алмазов, в ходе которого резко повысилась производительность труда. Специальный эксперимент в целях изучения возможности использования метода СОЭВС в борьбе за сокращение временной нетрудоспособности людей проводился в ЦКБ цветных металлов. В ходе этой работы в несколько раз сократилось число дней нетрудоспособности, за счет чего резко повысилась производительность труда. Об этом с восторгом сообщил своим читателем журнал «Городское хозяйство Москвы». По инициативе руководства Министерства по чрезвычайным ситуациям и стихийным бедствиям метод СОЭВС внедрен в подготовку спасателей во всех регионах России, в том числе и в Центральном авиамобильном международном отряде спасателей, который по ходатайствам ООН ведет спасательные работы в разных точках земного шара. По распоряжению Минздрава СССР метод СОЭВС проходил клинические испытания в Институте судебной психиатрии им. Сербского. Клинические испытания показали, что даже люди с ослабленным мышлением, психически больные, способны усваивать настрои по методу СОЭВС и выздоравливать. Метод СОЭВС был внедрен во всех лечебных учреждениях АН СССР, как сказано в специальном документе, «в целях оздоровления и повышения творческой активности ученых АН СССР». В 1990 г. Минздравом СССР специально под метод СОЭВС учрежден Всесоюзный научно-методический центр психологической поддержки человека и нелекарственного лечения по методу Г. Н. Сытина. Центр разработал программу психологической поддержки населения России, которая по инициативе Правительства РФ была рассмотрена и одобрена президиумом Академии медицинских наук России. Четвертый год при центре работает бесплатный лечебный салон, в котором посетители усваивают настрои в комфортных условиях в видеозвукозаписи с экрана большого телевизора. Эффект оздоровления-омоложения наблюдается у всех посетителей салона. Центр издал 200 тысяч экземпляров наиболее востребованных настроев для бесплатной раздачи посетителям. Все посетители салона проходят первичный врачебный контроль, в процессе которого каждому из них рекомендуются для усвоения определенные настрои. По субботам автор проводит три бесплатных сеанса на общее оздоровление-омоложение. Эффективность усвоения настроев в салоне настолько высока, что в него приезжают больные за сотни километров. По распоряжению мэра Москвы Ю. М. Лужкова московские газеты публикуют информацию о работе салона и о сеансах автора. Благодаря этому салон обслуживает в год до 200 тысяч посетителей. Работой салона заинтересовались далеко за пределами Москвы и даже за рубежом. Бесплатный лечебный салон существует исключительно на средства от распространения книг автора. В настоящее время помощь в центре получают более 6000 человек из разных регионов России, а также из других стран. Иностранцев интересует омоложение, которое мы наблюдаем в центре у сотен людей. Этот факт нашел отражение в статье «Омоложение — это возможно!», опубликованной в журнале «Наука и религия». Все эксперты, отечественные и зарубежные, изучавшие метод СОЭВС, отмечают, что метод дает высокие результаты, не известные ранее. В центре на учете свыше 300 женщин с миомами матки. Почти всем им было назначено оперативное лечение, но ни одна не оперировалась: у всех миомы исчезли под влиянием настроев. То же самое происходит с кистами на яичниках: исчезают бесследно. Особенно быстро исчезает мастопатия, часто отчетливый эффект наступает через 3—5 дней. У мужчин исчезают аденомы предстательной железы, и их снимают с оперативного лечения сами хирурги. Быстро исчезает мужское бессилие. Отметим, что К. Д. Ушинский часто и охотно проводил аналогии между педагогикой и медициной, действиями умелого врача и опытного педагога. Вспомним хотя бы его слова из статьи «Труд в его психическом и воспитательном значении». Он писал: «Леча больного, доктор помогает природе; точно так же и наставник должен только помогать воспитаннику бороться с трудностями постижения того или другого предмета; не учить, а только помогать учиться». В приложении к медицинской психологии можно было бы сказать: не лечить, а только активизировать самовыздоровление. Многолетний опыт работы со школьниками убедил нас в широких возможностях оздоровления человека путем самоубеждения. Проведенная в течение трех десятилетий работа по использованию метода самоубеждения в целях оздоровления детей и взрослых позволила сделать вывод о высокой эффективности этого метода в лечении путем мобилизации могучих возможностей и жизненных сил самосохранения и самооздоровления, заложенных в природе человека, а также выработки сознательного отношения личности к собственному здоровью. Здесь открывается еще один путь реализации великого принципа природосообразности, провозглашенного учеными прошлого: Коменским, Песталоцци, Дистервегом. Всякое относительно завершенное научное исследование той или иной проблемы, как правило, ставит новые проблемы, позволяет выдвинуть новые смелые гипотезы. Позволим и мы себе сделать одно перспективное, на наш взгляд, предположение. Назрел союз педагогики, психологии и медицины. Как нужна будущему врачу, помимо знаний основ медицинских наук, хорошая педагогическая и психологическая подготовка, так и будущим учителям, воспитателям и психологам надо, по нашему мнению, давать основы медицинских знаний. Ведь какие бы цели воспитания мы ни ставили бы перед собой, они не должны заслонять главную цель — воспитание здорового человека. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Метод самоубеждения максимально включает больного в лечебный процесс да еще и развивает способности к работе над собой, активизирует мышление, усиливает волю, внимание, память и творческое воображение. Этот метод не только лечит, но еще и воспитывает и всесторонне развивает больного. При избрании меня в Мюнхене академиком Международной академии наук (я был избран единогласно по отделению психосоматики) профессор Карл Гехт сказал: « Мы избираем в действительные члены классика мировой психотерапии — автора самого высокоэффективного в мировой медицине психотерапевтического метода, который неизбежно станет основным методом всей мировой психотерапевтической практики и будет широко использоваться во всех областях медицины». МЕТОДИКА УСВОЕНИЯ НАСТРОЕВ Для усвоения настроев используйте время, пропадающее зря, например по пути на работу и домой. Настраивайте себя на глубокое, прочное усвоение настроев. В этом вам поможет настрой на усиление волевого внимания. Независимо от того, знает человек текст наизусть или нет, настрой усваивается только в процессе его прослушивания или проговаривания. Усваивать настрой нужно до тех пор, пока ваше состояние не придет в полное соответствие с содержанием настроя. При усвоении настроя старайтесь вести себя как можно активнее (лучше ходить), прилагайте усилия к запоминанию текста. Это повышает эффективность усвоения. Усвоить настрой — значит привести себя в полное соответствие с его содержанием (а не просто запомнить). Те фрагменты текста, которые вам больше нравятся и имеют для вас особое значение, полезно прослушивать, прочитывать или проговаривать по памяти большее число раз. Особенно полезно при прослушивании настроя повторять мысль за мыслью громко вслух, обязательно останавливая магнитофон нажатием кнопки «Пауза». Для устранения любых новообразований необходимо переписывать настрой
с магнитофона на бумагу; прослушав одну фразу, надо нажать кнопку «Пауза»
и полностью ее записать, соблюдая орфографию. За это время с головного
мозга идет мощнейший импульс во внутреннюю среду организма, уничтожающий
новообразование. При переписывании настроя с книги надо запомнить всю
фразу, обязательно закрыть книгу и затем записать эту фразу. Переписывание
настроя отдельными словами бесполезно.
|
||||||||||||